Савина Татьяна Ивановна персональный сайт воспитателя
Мастер-класс «Кукла матанка»Актуальность:
Сложно назвать современный мир толерантным, сложно быть добрым, отзывчивым, умеющим понимать и сострадать, но без этих, казалось бы, элементарных навыков не может существовать полноценное общество. Каждый человек, взрослый, а особенно ребенок, нуждается в понимании, добром отношении, принятии его таким, какой он есть, уважении его прав и свобод. Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Муниципальная система образования слабо подготовлена к нуждам «особенных» детей, современное общество не умеет воспринимать инвалидов как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги, родители. Именно поэтому существует острая необходимость в умении понять и принять данную проблему и одним из способов взаимодействия является проведение специализированных мастер классов для всех участников образовательного процесса.
Цель:
привлечение внимания педагогов ДОУ к проблемам толерантного воспитания и инклюзивного образования.
Задачи:
1. Создать условия для привлечения внимания к воспитанию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья; 2. Привлечь внимание и заинтересовать в самостоятельном поиске решений поставленной проблемы.
Участники:педагоги ДОУ.
Ожидаемый результат:
Осознание и принятие участниками и гостями мастер класса значимости поставленной проблемы и основных принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Оборудование:
1. Магнитная доска с магнитами; 2. Заранее заготовленная «открытка» с изображением нашей планеты (ватман, сложенный пополам); 3. Нитки мулине, клей и ножницы по количеству участников; 4. Столы и стулья по количеству участников;
Ход мастер класса.
I блок. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники мастер класса «Моя толерантная планета», само название определяет тему нашего сегодняшнего мероприятия. В нашем детском саду мы используем множество форм работы в данном направлении, это беседы, родительские собрания, игры по станциям, праздники и т.д. Презентуя данный педагогический опыт, я хочу поделиться с вами одним из наиболее выгодных вариантов работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Детский сад – это одна большая семья со своими законами, обычаями, проблемами и неповторимой индивидуальностью. Именно поэтому я начинаю свое выступление с китайской притчи «Ладная семья»: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже…
Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой… II блок.
Ведущий:Давайте сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию – выберем добровольцев, которым предстоит помочь мне в дальнейшем развитии мероприятия.
(Из числа присутствующих приглашаются 10 – 12 человек)
Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки мулине и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение. Ведущий садится за центральный стол, объясняет принцип изготовления куклы, вместе с участниками делает свою куклу.Во время изготовления кукол ведущий читает стихотворение В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь…»
Ведущий: Я свяжу тебе жизнь Из пушистых мохеровых ниток. Я свяжу тебе жизнь, Не солгу ни единой петли. Я свяжу тебе жизнь, Где узором по полю молитвы — Пожелания счастья В лучах настоящей любви. Я свяжу тебе жизнь Из веселой меланжевой пряжи. Я свяжу тебе жизнь И потом от души подарю. Где я нитки беру? Никому никогда не признаюсь: Чтоб связать тебе жизнь Я тайком распускаю свою. Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы, ради детей, какими бы они не были, но это наши дети и они заслуживают счастья.
На последнем этапе изготовления ведущий предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте. Первым о своей кукле рассказывает ведущий, например: - Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие. Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и даетописание: - Мой человечек появился на свет из ниток синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…
Ведущий: Эта ситуация заранее смоделирована и, в сложившихся обстоятельствах, следует отметить бесконечное упорство и выносливость людей с ограниченными возможностями. Недавно в России проходило очень значимое спортивное событие – Зимние Олимпийские игры в Сочи, а я хочу отметить именно Параолимпийские игры и поклониться выдержке этих людей. Но это взрослые, а есть еще дети-инвалиды… на мой взгляд, внедрение ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях позволяет нам, педагогам, более широко вникнуть в эту проблему. Далее ведущий ведет диалог как с участниками мастер класса, так и с залом. Скажите, пожалуйста, как вы считаете: - Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе? - Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования? - Какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования? И последний вопрос: - Как вы думаете, мы должны помогать этим людям? Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами, бесконечной любовью «вылечить» наше уставшее общество и посеять росточки добра в сердцах наших воспитанников.
III блок.
Ведущий:
На доске находится плакат с изображением нашей планеты, все мы, ее жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть толерантность – гармония в многообразии… Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте ихк плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом, символизировали согласие и единение.
Участники мастер класса приклеивают своих человечков к плакату.
Ведущий:
Посмотрите, какой яркий и неповторимый наш мир, давайте вместе оберегать его и наших детей от бед и насилия, окружать их добром и терпением. Спасибо всем участникам мастер класса, совместными усилиями мы смогли сделать это событие значимым, у нас получилась наша кукла матанка - пусть она станет своеобразным напутствием в дальнейшей педагогической, творческой деятельности всех участников.
7 ноября 2021 в 12:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.